Назначение ВТ
Волновой тренажер организует естественный биомеханический характер двигательных действий. ВТ предназначен для применения в течение дня в режиме естественной деятельности ребенка, взрослого человека, пожилых и инвалидов при небольшой интенсивности и длительности занятий.
Волновые «Тренажёры Агашина» в начальной школе предназначены:
- для гармоничного развития детей, их интеллектуальных и двигательных способностей;
- для сохранения и укрепления здоровья, путём нормализации работы функциональных систем, в первую очередь, сердечно-сосудистой и нервно-мышечной и опорно-двигательного аппарата.
- для подготовки детей к выполнению двигательных тестов различных уровней и направленности.
Методика занятий детей на волновых тренажёрах в начальной школе базируется на комплексе упражнений, приведённом в «Инструкции по применению». (прилагается).
Учитывая, что любое упражнение с ВТ оказывает лечебное, нормализующее и развивающее действие на основные функциональные системы организма ребёнка, допускается в начальный период освоения выполнять от 1 до 3 наиболее простых упражнений, например:№№ 1, 2, 3.
По мере освоения начальных упражнений можно осваивать другие в любой последовательности.
В зависимости от выбранной формы проведения занятий, можно заменять упражнения еженедельно, ежедневно или на каждом уроке.
Все упражнения с ВТ выполняются при удержании тренажёра в одной или в обеих руках. Содержание упражнения определяется:
- исходным положением занимающегося (стоя, сидя, лёжа),
- позой (ноги вместе или на ширине плеч, руки прижаты, вытянуты вперёд или подняты вверх т.п., туловище наклонено вперёд, назад или в сторону и т.д.) и
- группой мышц, которая сообщают тренажёру колебательное движение с частотой совпадающей с собственной частотой колебаний груза тренажёра.
- Положением тренажёра относительно горизонта (горизонтальное, вертикальное, наклонное).
Например, в положении стоя, удерживая тренажёр вертикально на вытянутых вперёд руках, можно выполнять, как минимум, три различных варианта упражнений: 1. тренажёр приводится в колебания за счёт возвратно-поступательного движения руками «вверх-вниз», 2. тренажёр приводится в колебания за счёт возвратно-поступательного движения туловища «вверх-вниз» при лёгком сгибании тазобедренного и коленных суставов и при неподвижных (закреплённых) руках, 3. тренажёр приводится в колебания за счёт возвратно-поступательного движения туловища «вверх-вниз» при работе мышц стопы и при «закреплённых» руках, коленных и тазобедренном суставах
В первом варианте будут работать, в основном, мышцы рук; во втором – мышцы брюшного пресса, бёдер, спины и, как ни странно, рук, потому что волны напряжения и расслабления от активных мышц бёдер и живота для сообщения колебаний грузу тренажёра проходят по мышцам спины и рук и также вызывают в них смену состояния с напряжения на расслабление и обратно в структуре общего ритма работы. Аналогично, в третьем варианте, при работе стоп включены в работу мышцы ног, живота, спины и рук. Таким образом, чем дальше от тренажёра находится группа мышц, приводящая тренажёр в действие, тем больший объём скелетной мускулатуры включён в работу и, соответственно, выше эффективность занятия.
Формы проведения занятий
- Активные перемены
- Минутки здоровья на всех уроках
- Индивидуальные занятия для больных и ослабленных детей.
- Спортивные тренировки на уроках физической культуры
Упражнения и длительность занятий
При занятиях с волновыми тренажёрами достигается тотальное воздействие практически на всю скелетную мускулатуру управляемой по величине волновой нагрузки. Волновая нагрузка возникает при колебательном движении груза тренажера и соответствующем изменении направления и величины инерционных усилий, действующих на человека. Структурированная нагрузка, вызывающая переходы скелетной мускулатуры с напряжения к расслаблению и обратно с частотами от 1 до 5 гц и выше, создаёт условия для согласования и координации работы мышечных волокон внутри каждой мышцы и мышц между собой.
Изложенный принцип всеобщности действия волновых тренажёров позволяет сделать два следствия:Следствие 1.
Любого одного упражнения с ВТ достаточно для получения положительного эффекта.Следствие 2.
Может быть придумано любое количество упражнений с ВТ, и все они будут полезны, если выполняется основное условие: — волновой переход состояния скелетной мускулатуры с напряжения на расслабление и обратно с частотой от 1 до 5 раз в секунду.
Учитывая основной принцип и его следствия, рекомендуем при форме занятий «Активная перемена» комплекс из 5 – 9 упражнений, которые полностью или частично могут заменяться еженедельно или ежедневно.
«Минутки здоровья» на каждом уроке могут включать от 1 до 3 упражнений. Заменяться они могут на каждом уроке, ежедневно или еженедельно.
Индивидуальные и спортивные тренировки могут строиться исходя из состояния занимающегося и поставленных целей. Естественно они могут содержать упражнения, специально придуманные для данного человека.
Длительность лечебных, и профилактических занятий в течение дня не должна превышать 8–15 минут, включая отдых между упражнениями. Длительность одного упражнения не должна превышать 5–15 секунд при начальном освоении в течение 2–3 недель, и 15–30 секунд при последующих занятиях.
Длительность отдыха между упражнениями равняется длительности самого упражнения. При форме занятий «Активная перемена» отдых между упражнениями может заменяться лёгкой формой координационных перемещений (танцы), лёгким потряхиванием рук и ног, растяжками и дыхательными упражнениями.
При составлении комплексов упражнений необходимо обращать внимание, чтобы в активную работу последовательно включались все группы мышц.
Формы контроля состояния здоровья учащихся
- Педагогические наблюдения.
- Применение стандартных двигательных тестов.
- Медицинские параметры здоровья: ЧСС, АД и т.п.
- Количество пропусков занятий по болезни.
- Уровень успеваемости.
Автор изобретения по патенту РФ №202 7456 М.Ф. Агашин
Добавить комментарий