Агашин М.Ф.
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЛНОВЫХ «ТРЕНАЖЕРОВ АГАШИНА»
Комплексная система гармоничного развития и поддержания здоровья человека биомеханическими средствами
Москва. 2009
Введение
Состояние здоровья дошкольников и школьников вызывает тревогу и требует применения новых технологий здоровьесбережения, в том числе, разнообразных форм спортивно-оздоровительной деятельности. Во многих образовательных учреждениях организована спортивно-оздоровительная работа. Для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности каждому школьнику, кроме уроков физической культуры, нужен определенный комплекс внеурочных занятий, направленный на повышение двигательной активности и улучшение состояния здоровья школьников.
В условиях инновационного развития и вариативности, выбирая приоритетные направления своей деятельности, каждое образовательное учреждение (ОУ) должно учитывать, как эти инновации влияют на здоровье воспитанников и учеников. Надо помнить, что общество и государство предъявляют системе образования социальный заказ на здоровую личность. Любой тип ОУ должен стать образовательно-оздоровительным. Главный критерий деятельности любого типа ОУ: “Образование не должно даваться ценой здоровья”.
Необходимость усилить оздоровительную работу с детьми нашла свое отражение в целом ряде правительственных документов. Концепция реформирования системы образования предусматривает коренное улучшение организации образовательного процесса, исходя из задач укрепления здоровья обучающихся, нормализации учебной нагрузки. Для этого необходимо стимулировать выполнение программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей.
Программы предполагают, помимо обеспечения обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, создание также методологических и технологических оснований для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья.
Образовательный процесс требует наличия комплексных программ оздоровления, индивидуализации учебно-воспитательного процесса на базе прогрессивных педагогических здоровьесберегающих технологий и регионального информационного подхода.
Здоровьесберегающие технологии (ЗСТ) в образовании – это система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников. Здоровьесбережение в образовании – проблема социально-экономическая, психолого-педагогическая, физиолого-гигиеническая.
Во многих школах России учителя физической культуры проводят занятия с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Поэтому научные исследования, раскрывающие вопросы организации и содержания этих занятий, имеют большое значение для практики российских школ.
Как показывает практика развития современных образовательных учреждений, учебные нагрузки на учащихся постоянно возрастают. Школьные факторы вызывают значительные перегрузки в психической и физической сфере современных детей. В связи с этим возникает вопрос о поиске оптимальной двигательной активности у детей разного возраста.
Проблемы, вызываемые гиподинамией, можно разрешить только существенным увеличением двигательной активности и подвижности детей. К сожалению, программы образовательных учреждений перегружены и выделить дополнительное время для обычных физкультурно-оздоровительных занятий не всегда возможно. Одним из путей решения этих задач является использование методов волновой биомеханики, в частности, «Тренажера Агашина», которые создают условия для периодической смены напряжения и расслабления почти всей мышечной системы человека с частотой близкой к 2-5 Гц.
Устройство «Тренажера Агашина»
Волновой тренажер типа «Гантель динамическая» в медицине получил название «Массажер-стимулятор волновой механический СМАС», торговое название «Тренажер Агашина». Волновые тренажёры включены в Реестр медицинских изделий регистрационное удостоверение Минздрава РФ № 29/06080999/2492-01.
Сертифицированы 4 типа тренажёров массой от 0,2 кг до 5,0 кг и длиной от 20 см до 70 см. Тренажёр, практически, не занимает места, не требует ухода и специального обслуживания.
Биомеханический “Тренажер Агашина” представляет собой механическое устройство для создания человеком усилий и перемещений, имеющих ритмичный (волновой) характер, в системе “человек-тренажер”. Груз 1 может перемещаться вдоль стержня 3 внутри корпуса 4, пружины 2 закреплены и задают режим колебаний груза.
Рис. 1. 1- груз, 2- пружина, 3- металлический стержень, 4- пластиковый корпус, 5- наконечник, 6- крепеж.
«Тренажер Агашина» имеет два типа конструкции:
1. груз и пружины расположены на металлическом стержне, рукоятки — концах стержня;
2. груз и пружины расположены внутри трубки, которая защищает их, является рукояткой.
Сущность работы волновых тренажёров состоит в том, что они создают условия для периодической смены состояния скелетной мускулатуры с напряжения на расслабление и обратно с частотой 2-5 Гц. При этом человек сам инициирует смену состояния и интенсивность работы мышечной системы, включая в работу и, соответственно, одновременно тренируя тренируя центральную и периферийную нервные системы, сердечно-сосудистую, дыхательную и др. системы организма.
Следуя друг за другом, механические волны напряжения и расслабления не просто втягивают в общий ритм работы все системы, но организуют и поддерживают однообразную структуру воздействия при управляемой амплитуде, что определяет качество воздействия.
Механическая работа, затрачиваемая во время занятий невысока, но очень эффективна в силу её структурирующей направленности. При этом интенсивность занятий и физическая нагрузка допустимы в такой степени, в какой они разрешены на обычных занятиях физическими упражнениями.
Тренажер Агашина организует необходимое биомеханическое, ритмичное движение, реализуемое в процессе переходов состояния почти всей скелетной мускулатуры с напряжения на расслабление и обратно с частотой до 5 гц, внутри самого человека, при этом активизируются и стимулируются все жизненно важные системы и органы. Смена напряжения и расслабления мышечной системы обеспечивает:
-самомассаж мышц труднодоступных для других видов массажа;
-массаж кровеносных и лимфатических сосудов;
-разгрузку сердца за счёт насосной функции сосудов вместе с мышцами, изменяющими ритмично состояние напряжения и расслабления;
-нормализацию ЧСС (пульс) и АД (артериальное давление);
-повышенное насыщение крови кислородом и активный вывод шлаков;
-укрепление суставов и связок,
-снижение вымывания кальция из костной ткани;
-мягкий косвенный массаж внутренних органов и
-активизацию работы желудочно-кишечного тракта.
Время на выполнение одного упражнения от 10 до 30 секунд, отдых между упражнениями при занятиях ЛФК 20-60 секунд, при общеобразовательных занятиях 10 – 30 секунд.
Общее время занятий выбирается по состоянию занимающегося от 2…3 минут до 10…15 минут, но не более. В течение дня можно выполнять несколько кратковременных занятий по 2…5 минут, с перерывом между ними не менее одного часа.
Занятия с волновым тренажёром, в зависимости от состояния организма, могут оказывать противоположное действие, которое всегда направлено на гармонизацию работы функциональных систем организма. Например, утром занятия тонизируют работу систем, готовя организм к трудовому дню, а вечером балансируют состояние систем, снимая излишнюю напряжённость, что обеспечивает хороший сон и восстановление сил.
Для наибольшей эффективности упражнений движения выполняются при равномерных, устойчивых колебаниях груза вдоль оси тренажера, по стержню или внутри трубки.
Биомеханический тренажер Агашина отмечен дипломами, грамотами и медалями более 10 международных выставок, медалью ВДНХ, медалями Международных выставок изобретений и делового сотрудничество в Сеуле, Брюсселе, Париже и Москве, отмечен дипломами на Российских выставках и научных конференциях.
Показания и к применению (утверждены МЗ РФ, 13.12.2000 г.)
« Тренажер Агашина» прошел клинические испытания и признан медицинским изделием для применения в лечебных целях по нижеуказанным показаниям:
— ишемическая болезнь сердца I-II класса;
— гипертоническая и гипотоническая болезнь I-II степ.;
— неврозы, депрессии; синдром хронической усталости;
— остеохондрозы с корешковым синдромом;
— атеросклероз сосудов, венозная недостаточность;
— двигательные нарушения при заболеваниях нервной
системы, последствия ОНМК (инсульт);
— невриты, полиневриты;
— синдром малого сердца, болезнь Рейно;
— растяжения, вывихи, гематомы.
Можно включать упражнения с тренажером в зарядку, разминку,
оздоровительные, лечебно-профилактические занятия.
Противопоказания к применению
Камни в почках и желчном пузыре, злокачественные новообразования, аневризмы сердца и сосудов, при нарушении кровообращения II степени допускается применение тренажёра массой не более 2-х кг.
Научно-методическое обоснование
Целью применения «Тренажёра Агашина» является снижение или полная компенсация влияния гиподинамии на здоровье человека, начиная со школьного возраста, профилактика системных заболеваний и инвалидности на всех периодах жизни человека.
За кратчайшее время занятий 2-5 минут на обычных уроках в начальной школе, или 10-15 минут на уроках физической культуры в средней школе достигается обобщённый положительный результат по состоянию здоровья и скоростно-силовым свойствам превосходящий аналогичные показатели детей, не занимающихся на волновых тренажёрах.
Комплекс упражнений с волновыми тренажёрами Агашина позволяет направлять воздействие на мышцы ног, рук или туловища, хотя любое упражнение оказывает глобальное нормализующее воздействие на все системы и органы человека, что равносильно активации, согласованию и безлекарственному стимулированию всех жизненно важных систем человека.
Одновременно волновой переход от напряжения к расслаблению и обратно с частотами 2-5Гц (колебаний в секунду) «Тренажер Агашина» осуществляет:
-волновой массаж скелетной мускулатуры;
-массаж кровеносных и лимфатических сосудов;
-активацию работы периферийной и центральной нервной системы;
-разгрузку сердца и нормализацию показателей работы сердечно-сосудистой системы;
-укрепление связок и суставных сумок;
-нормализацию обмена веществ и ускоренное восстановление после тренировочных занятий, болезней, травм, операций и т. п.
Несколько слов о профилактике инвалидности. Профилактика инвалидности и её результативность зависит от причин возникновения инвалидности. Например, инвалидность в результате заболеваний сердечно-сосудистой системы и некоторых других систем может быть сведена к минимуму.
Особо отметим возможность многоуровневого подхода к профилактике инвалидности.
Первый уровень – это реабилитация детей-инвалидов с целью адаптации их к социальным условиям и реализации их потенциальных способностей.
Второй уровень – это воспитание и развитие, в том числе физическое, всех детей, с целью готовности их к здоровому деторождению при достижении ими детородного возраста.
Именно второй уровень более значим, ибо от качества воспитания и развития всех детей в настоящее время зависит скорость разрешения демографических проблем, как в России, так и во всём мире. Эффективность профилактики появления инвалидности определяет по какому пути будет развиваться общество – по пути всеобщей инвалидности и признания инвалидности в качестве нормы, или по пути сохранения достигнутого общепризнанного в настоящее время уровня здоровья.
Инвалидность от рождения может быть существенно снижена за счёт правильной организации физического (двигательного) развития организма девочек необходимого для нормализации такого природно-естественного акта, как деторождение. Кроме того, на инвалидность от рождения влияют наркомания, алкоголизм и курение в детском возрасте. Естественно, создание экономических условий, отвлекающих молодёжь от этих привычек, очень важно для воспитания привычки к здоровому образу жизни.
Таким образом, любая тренировка с тренажёром заключается в приведении его в колебательное движение по принципу: «Трясти надо» и обеспечивает достижение перечисленных выше эффектов, за счёт структурной однородности волнового воздействия. Тем не менее, упражнения делятся на три больших группы, направленные на преимущественное развитие:
-мышц рук и плечевого пояса,
-мышц спины, живота и тазобедренного сустава,
-мышц ног.
Естественно, что выбор упражнения определяется учителем, тренером или самим человеком, исходя из состояния организма, целей и задач тренировки.
Особенности выполнения упражнений каждой группы:
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются при удержании тренажёра одной или двумя руками, расположенными вперёд, вверх, в стороны или вниз с расположением тренажёра вертикально или горизонтально. В каждом из этих положений выполняется колебательное движение тренажером за счёт работы мышц рук. Амплитуда колебаний 3-5 см, частота и сила подбираются такими, чтобы груз тренажёра начал устойчиво колебаться без жёстких ударов в конце хода.
Упражнения для мышц спины, живота и тазобедренного сустава также выполняются при удержании тренажёра одной или двумя руками, расположенными вперёд, вверх, в стороны или вниз с расположением тренажёра вертикально или горизонтально. В каждом из этих положений руки находятся в тонусе, то есть, напряжены со средней силой и не работают. Колебательное движение тренажёру сообщается за счёт направленного напряжения и расслабления мышц живота и тазобедренного сустава.
Упражнения для мышц ног также выполняются при удержании тренажёра вертикально одной или двумя руками, расположенными перед собой или за спиной. В каждом из этих положений руки прижаты к туловищу, находятся в тонусе, то есть, напряжены со средней силой и не работают. Колебательное движение тренажёру сообщается за счёт направленного напряжения и расслабления мышц ног в коленном и голеностопном суставах. Поднимание и опускание туловища должно быть минимальным. Практически необходимо только обозначать подъём и опускание тела, и подобрать частоту этих колебаний, чтобы груз тренажёра начал устойчиво колебаться.
Длительность любого упражнения не более 30 секунд. После каждого упражнения отдых не менее 30 секунд. Суммарная длительность работы с тренажёром за одну спортивную тренировку не более 30минут, с выходом на это время не ранее чем через два месяца после начала занятий. Подходы к тренажёру могут осуществляться в течение всей тренировки или урока, но выполнять не более трёх упражнений за один подход.
Уровень физической нагрузки, интенсивность занятий с Тренажером Агашина допустимы в такой степени, в какой они разрешены Вам при обычных физических упражнениях (помимо вышеназванных противопоказаний):
— следует исключить возможные перегрузки и травмоопасные действия;
— не развивать большие ускорения и усилия при тряске тренажёра, приводящие к «жестким» ударам груза внутри тренажера, особенно при излишне быстрых и резких движениях;
— быть внимательными, не направлять тренажер на других людей;
— при занятиях в группе обеспечить необходимую дистанцию и отдых;
— не допускать падений тренажера на ноги и баловства с тренажером;
— проверить крепление тренажера на подвесе (если он используется);
— соблюдать общепринятые правила организации групповых занятий, занятий с детьми.
Тренажер следует беречь от механических повреждений, ударов, падений на пол. Не разбирать, хранить в сухом месте, не располагать рядом с обогревательными приборами, источниками тепла.
Тренажер, применяемый для групповых занятий в учебных, оздоровительных, лечебных учреждениях рекомендуется периодически протирать сухой тканью от пыли, а также проводить необходимую гигиеническую обработку (в соответствии с Санитарными Правилами и Нормами). Модель в виде закрытой трубки можно протирать отжатой влажной тканью, для дезинфекции протирать отжатой салфеткой, смоченной в 3% растворе перекиси водорода или ином средстве (не повреждающем резину и ПВХ).
Применение волновых тренажёров в детском возрасте, начиная с начальной школы, существенно снижает дефицит правильно организованного движения, согласует и нормализует работу сердечно-сосудистой, нервно-мышечной, дыхательной и др. систем. Организация нормальной работы систем человека с помощью волновых тренажёров создаёт условия для сохранения здоровья детей и взрослых.
Волновые процессы охватывают все системы и органы человека, осуществляются они через любые биомеханические звенья, а также через самые различные функциональные системы, например, дыхательную систему. Волновая активация через дыхание может синхронизироваться с биомеханическими волновыми воздействиями в процессе любой двигательной активности, что позволяет обеспечивать организм человека в полном объеме питательными веществами, в первую очередь, кислородом, так необходимыми для нормальной жизнедеятельности. При вдыхании воздуха происходит искусственное обогащение клеток кислородом, на внутренние дыхательные пути оказывается также стимулирующее воздействие таким образом, что они сами начинают активно работать.
Скелетная мускулатура человека является своеобразным биомеханическим двигателем. Природные свойства этого двигателя заключаются в неравномерном распределении по телу активных частей двигателя в виде отдельных мышц. С другой стороны сами мышцы состоят из множества волокон, имеющих различные характеристики: быстрые, медленные, переходные.
Вся система мышц обслуживается общей кровеносной системой, которая применительно к движению выполняет функции подвода питания и кислорода, а также удаления продуктов обмена и шлаков. Нервная система также обслуживает весь комплекс скелетной мускулатуры, обеспечивая управление мощностью, направлением и временем действия человека.
Для выполнения набора двигательных программ, характерных для выбранного вида спорта или любого другого вида профессиональной деятельности необходимо обеспечить соответствующую подготовку занимающегося и его биомеханического аппарата. Она должна включать:
-технику исполнения (последовательность работы мышц) для каждого вида движения с минимумом энергозатрат;
-силовые параметры взаимодействия занимающегося с внешней средой в заданном диапазоне изменения усилий;
-скоростные параметры управления движением в заданном диапазоне направлений, времени и местом приложения действующих усилий.
В переводе на биомеханический язык это означает, что в каждой фазе движения должны напрягаться только те мышцы, которые выполняют прямое действие (агонисты), а мышцы противодействующие (антагонисты) должны быть расслаблены.
При этом в идеале, степень напряжения и расслабления всех мышц должна точно соответствовать биомеханическим параметрам выполняемого движения. Более того, поскольку в различных фазах даже одного движения, каждая мышца работает с различной степенью активности, то скорость перехода мышц из одного состояния в другое должна соответствовать скорости этого движения. Скоростная тренировка смены состояния «напряжение — расслабление» всей мышечной системы исходно обеспечивает повышение скоростных и силовых показателей за счёт согласованного напряжения и расслабления соответствующих мышц в каждый момент времени.
Реально это означает, что любое лишнее движение, выполняемое, спортсменом не произвольно, а по причине закрепления неправильных элементов техники исполнительного движения, является дополнительным внутренним сопротивлением, которое ведёт к увеличению потребления питательных веществ и кислорода, что снижает результат, как отдельных движений, так и длительность их повторения, то есть выносливость.
В данной методике основное внимание уделено оборудованию для тренировки и тестирования двигательной активности спортсменов. Тем не менее, всегда надо помнить, что качество движений зависит как от психо-эмоционального состояния, определяющего скорость и качество принимаемых решений, так и от биохимических процессов, определяющих качество и выносливость, то есть стабильность выполнения движений во времени.
Комплексное решение задач стимулирования и ускоренного восстановления занимающихся после занятий также может решаться методами волновой биомеханики с применением волновых тренажёров.
Принцип работы волновых тренажёров определяется их свойствами:
- тотальное разделение всей скелетной мускулатуры на две переходящие друг в друга группы: агонисты и антагонисты;
- чередование состояния напряжения и расслабления мышц в этих группах с частотой, задаваемой тренажёром;
- кратковременность воздействия и быстрота восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок;
- прямым биомеханическим стимулированием кровеносной системы за счёт прокачки крови и лимфы скелетной мускулатурой;
- согласованным взаимодействием мышц внутри каждой группы и между группами при перемене состояния;
- постепенным увеличением в каждой мышце числа согласованно работающих мышечных волокон;
На первом этапе применения волновых тренажёров обеспечивается гармоничное развитие функциональных систем всех детей в дошкольных и в школьных образовательных заведениях независимо от их профиля. На этом этапе занятия с волновыми тренажёрами должны обеспечить правильное развитие и взаимодействие сердечно-сосудистой, нервно-мышечной, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата. В этом периоде формируются и развиваются общие показатели скоростно-силовых свойств, ловкость, выносливость, координация и др.
На втором этапе, в процессе активных занятий спортом, волновые тренажёры могут обеспечить каждому занимающемуся возможность на основе сформированной системы функционирования организма, при малом времени занятий поддерживать и повышать уровень спортивной формы при сохранении здоровья и способности управлять адаптацией своего биомеханического аппарата к изменяющимся условиям внешней среды.
Достижение результатов на обоих этапах осуществляется за счёт существенного увеличения в единицу времени числа двигательных актов (от двух до тридцати раз), обеспечивающих внутримышечную и межмышечную координацию и согласование действия функциональных систем организма на всех уровнях процессов: биомеханических, биохимических и информационно-психологических.
Анализ свойств волновых тренажёров показывает, что желаемый эффект занятий с применением волновых тренажёров может быть достигнут при направленном акценте на улучшение сразу по нескольким показателям тренированности занимающегося в силу комплексного воздействия волновых тренажёров.
Таким образом, включение в задачи решения демографической проблемы повсеместного применения лечебно-спортивных волновых тренажёров одновременно позволит решить следующие задачи:
1. Оздоровление детей и подростков через профилактику сердечно-сосудистых заболеваний;
2.Развитие, воспитание и образование детей подрастающего поколения, способными решать самые сложные интеллектуальные и двигательные задачи, возникающие в процессе развития и совершенствования нашей Родины.
3. Сохранение генетического фонда населения страны.
Волновые тренажёры прошли апробацию и продолжают использоваться в детском саде и в ряде общеобразовательных и спортивных школ г. Москвы и Московской области.
Проведенное нами исследование занятий оздоровительной физической культурой с применением тренажера Агашина, и полученные в ходе него научные результаты, позволяют сформулировать для учителей общеобразовательных учреждений ряд практических рекомендаций, благодаря которым можно усовершенствовать основы организации и содержания занятий с учащимися на уроках физической культуры, на предметных уроках при проведении физкультминуток и на динамических переменах.
Организация занятий оздоровительной физической культурой
На учащихся постоянно воздействует множество негативных внешнесредовых и внутришкольных факторов. В результате воздействия постоянного стресса у ребенка наблюдается переутомление, снижение двигательной активности и работоспособности, начинают или прогрессируют имеющиеся заболевания. Среди причин, влияющих на здоровье, более 20% составляют факторы внутришкольной среды. Школа предъявляет ученику достаточно жесткие требования. Это усугубляется еще и тем, что дети занимаются, как в школе, так и за пределами школы, чаще всего в помещениях, и, в основном, без активных движений. Все эти и другие элементы гиподинамии способствуют прогрессу уже имеющихся заболеваний ребенка, а также появлению новых.
В связи с этим особую актуальность приобретают разработка модульных программ по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья для школьников, внедрение разнообразных средств оздоровительной физической культуры, упорядочение учебной нагрузки, режима дня, расписания занятий.
Анализ школьных факторов риска свидетельствует о серьезном влиянии таких негативных факторов как стрессовая тактика педагогических воздействий (прежде всего – стресса ограничения времени, связанного с постоянной интенсификацией учебного процесса, несоответствия методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, нерациональная организация учебного процесса, недооценка роли адекватной двигательной активности). Все эти факторы могли бы быть в значительной мере преодолены на основе формирования у работников образования новых подходов, нацеленных на всемерное сохранение физического и психического здоровья учащихся.
Известно, что в структуре заболеваемости детей и подростков столицы преобладают болезни органов дыхания, нервной системы и органов чувств, костно-мышечной системы и органов пищеварения, а также травмы. От года к году увеличиваются показатели заболеваемости аллергическими болезнями, язвенной болезнью, гастритом и дуоденитом. В столице неуклонно растут показатели хронических форм заболеваний.
Это напрямую связано с увеличением в последние годы у детей и подростков артериальной гипертонии и токсических воздействий алкоголя, никотина и наркотических веществ. Регистрируется высокий уровень психических расстройств. По данным IV конгресса педиатров России (1998 г.) общий рост психических расстройств у детей и подростков России составил 21% за период с 1991 по 1997 годы.
Исходя из данных литературы и полученных нами результатов, особое внимание рекомендуется уделять вопросам оздоровительной физической культуре (ОФК) в период физического и психического развития дошкольников, полового созревания школьников, которое у многих начинает проявляться в возрасте 11-13 лет. В число основных признаков начала полового созревания, на которые необходимо учителям обращать внимание, входят показатели физического развития и, в первую очередь, показатели динамики массы и длины тела. Наблюдая за изменениями этих показателей, учителя могут вносить в содержание основных форм занятий физической культурой, индивидуальные задания для соответствующих учащихся, наполнять эти задания комплексами упражнений с различными вспомогательными средствами физической культуры, в том числе и с Тренажером Агашина, как доступным, удобным и эффективным средством для школьных и домашних занятий.
Системная оздоровительная работа с тренажером начинается с дошкольного возраста(5-7лет), плавно переходит в начальную школу (7-10 лет)
Системный подход в организации и проведении основных форм занятий физической культурой продолжается в основной школе (11-15 лет), а затем и в старшей школе (16-18 лет).
Учитывая возрастно-половые особенности физического и психического развития детей дошкольного и школьного возраста приходится в разные годы и протекает с разной интенсивностью, нами рекомендуется в общеобразовательных школах использовать:
— занятия физической культурой в детском саду с включением в начале и конце занятий упражнения с тренажером Агашина Время выполнения этих комплексов может составлять в подготовительной части от 2 до 5 минут и в конце основной части соответственно от 5 до 7 минут;
— уроки физической культуры, которые проводятся в соответствии с Программой по физической культуре для учащихся основной школы. В содержание уроков, которые проводятся два раза в неделю по расписанию, в подготовительной и конце основной части, рекомендуется включать комплексы корригирующих упражнений с тренажером Агашина, которые выполняются всеми учащимися. Время выполнения этих комплексов может составлять в подготовительной части от 2 до 5 минут и в конце основной части соответственно от 5 до 7 минут.
Структура методики занятий оздоровительной
физической культурой
Данная методика имеет следующую структуру:
1. Системную организацию педагогического процесса, объединяющего по своей оздоровительной направленности занятия с дошкольниками и уроки в начальной школе с проведением физкультминуток, динамических перемен и уроков физической культуры в основной школе.
2. Создание плана на учебный год, включающего количество занятий с тренажером Агашина в урочной и внеурочной формах работы с детьми 7-10 и 11-15 лет.
3. Разработка и введение комплексов упражнений с тренажером Агашина, обеспечивающих режим труда и отдыха, врабатывание и релаксацию, повышение работоспособности учащихся и оптимизации деятельности организма на уроках физической культуры.
4. Проведение дополнительных коррекционных упражнений, комплексов профилактических упражнений с использованием тренажера Агашина, обеспечивающих оптимизацию и равномерность распределения мышечных напряжений во время занятий физической культурой.
Содержание занятий оздоровительной физической культурой
В соответствии с учебной Программой по физической культуре для дошкольников и учащихся 1-11 классов представляется возможность повысить эффективность комплексов ОФК, учителям рекомендуется включать в них упражнения с волновым тренажером Агашина. Данные упражнения позволяют снимать излишнее напряжение мышц, вызываемое выполнением статических нагрузок, усиливать положительные воздействия традиционных корригирующих упражнений Программы. Чтобы использовать правильно упражнения с волновым тренажером, учителю необходимо вначале обучить школьников технике их выполнения, определить индивидуальную дозировку для каждого занимающегося.
Развивающие занятия с “Тренажёрами Агашина”
в различные возрастные периоды детей
Таблица 1
Воз-раст | Направленность занятий |
2 –3 года | Тренажёр – игрушка. Любые действия с тренажёром допустимы при систематическом обучении правильному движению тренажёра, чтобы груз тренажёра совершал устойчивые колебания. Достигается общая гармонизация развития систем организма. |
3 — 4 | Игровые занятия с элементами принудительной настойчивости для выработки дисциплины и выносливости. Переключению тряски тренажёра руками и ногами. Гармонизации развития систем организма |
4 — 6 | Игровые занятия по переключению тряски тренажёра руками и ногами. Продолжение гармонизации развития систем организма, наработка крупной моторики, развитие координации, стабильности и скоростной координации движений при использовании тренажёров с повышенной частотой колебаний груза. |
6 — 8 | Развитие координации по переводу тряски тренажёра с мышц рук на мышцы туловища и ног. Освоение мелкой моторики и способности управления точным заданным положением тренажёра при переключении на работу другими группами мышц. Начальные занятия для развития силовых способностей (Чередование работы с приседаниями, наклонами и отжиманиями). Продолжение гармонизации развития систем организма. |
8 –10 | Развитие и закрепление координационных способностей в игровом и соревновательном режимах. Развитие комплексных показателей сила – скорость – координация. Контроль по результатам соревнований в классических и других играх и тестах. Продолжение коррекции здорового развития систем организма. |
10 — 13 | Продолжение комплексного развитие показателей: сила – скорость – координация – точность. Контроль по результатам соревнований в классических и других играх и тестах. Контроль и коррекция осанки. |
13 -15 | Развитие силовых показателей и выносливости при сохранении координации и точности движений. Контроль состояния здоровья и коррекция гармоничного развития организма. |
15 – 17 лет | Контроль состояния здоровья и коррекция гармоничного развития организма. Развитие скоростно-силовых показателей, выносливости, точности и координации индивидуально в соответствии с выбранным направлением интересов самого подростка. |
Уроки оздоровительной физической культуры рекомендуется проводить в течение всего учебного года, чтобы обеспечить возможность постоянного обновления контингента занимающихся. Такой подход, основанный на возможности ротации контингента занимающихся, обуславливает специфику планирования уроков и последующего их объединения в соответствующие временные этапы.
Поскольку состав упражнений на уроках корригирующей направленности сохраняется относительно постоянным, основным фактором планирования для учителя физической культуры предстает в основном планирование динамики повышения физической нагрузки. Чтобы обеспечить поступательный эффект уроков физической культуры с данной направленностью, учителям рекомендуется пользоваться методикой их планирования, ориентированной на определенное количество занятий. Например, согласно полученным данным к.п.н. А.Агайари, учителям рекомендуется спланировать 34 урока физической культуры с корригирующей направленностью и выделить в них четыре этапа:
— вводный этап (3 урока), включающий в уроки комплексы корригирующих упражнений (оздоровительный режим нагрузок – до 120 уд/мин), комплексы профилактических упражнений (поддерживающий режим нагрузок – до 140 уд/мин), комплексы общеразвивающих упражнений (поддерживающий режим – до 140 уд/мин);
— коррекционно-подготовительный этап (13 уроков), включающий индивидуальные комплексы корригирующих упражнений (пульс до 120 уд/мин), комплексы профилактических упражнений с волновым тренажером (пульс до 140 уд/мин), упражнения на развитие выносливости (пульс до 140 уд/мин), общеразвивающие упражнения с силовой направленностью (пульс до 140 уд/мин);
— коррекционно-тренировочный этап (14 уроков), включающий индивидуальные комплексы корригирующих упражнений (пульс до 120 уд/мин), комплекс профилактических упражнений с волновым тренажером (пульс до 140 уд/мин), упражнения силовой подготовки (пульс до 160 уд/мин);
— стабилизационный этап (4 урока), включающий индивидуальные комплексы корригирующих упражнений (пульс до 120 уд/мин), комплексы профилактических упражнений с волновым тренажером (пульс до 140 уд/мин), упражнения на развитие выносливости (тренирующий режим нагрузки, пульс до 180 уд/мин).
Ориентируясь на эти этапы, учитель планирует уроки, меняя соотношение в объеме времени на выполнение каждого из предложенных комплексов упражнений, сохраняя при этом, рекомендуемый режим физической нагрузки. С приходом новых учащихся на уроки физической культуры с корригирующей направленностью, независимо от времени учебного года, учитель планирует им задания в соответствии с последовательностью предложенных этапов педагогического процесса. При этом, содержание задания для самостоятельных занятий, необходимо соотносит с содержанием занятий соответствующего этапа.
В диссертации Азар Агайари «Коррекция нарушений осанки у школьников 11-13 лет средствами адаптивной физической культуры», (научный руководитель. д.п.н., профессор Анатолий Петрович Матвеев) предложена система оздоровления посредством упражнений. Все упражнения, используемые на основных и дополнительных уроках, а также включаемых в содержание домашних заданий, были подразделены на три большие группы:
— общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов – подбирались из содержания школьных программ и ориентировались на улучшение работы систем дыхания и кровообращения, физическое развитие и физическую подготовленность учащихся;
— профилактические упражнения, ориентировались на оптимизацию мышечного тонуса и повышение эластичности мышц. Они были представлены упражнениями на гибкость (упражнения в «самовытяжении») и упражнениям с тренажером Агашина, который, согласно литературным данным, обеспечивает в том числе:
а) волновой массаж скелетной мускулатуры, содействующий оптимизации и равномерному распределению мышечного тонуса и, соответственно, снятия ассиметрии работы и состояния межпозвоночных и других парных мышц;
б) массаж кровеносных и лимфатических сосудов, содействующий повышению их эластичности и упругости, оптимизации скорости кровотока и разгрузки сердца, нормализации его деятельности во время выполнения физических нагрузок;
в) повышение обменных процессов и скорости восстановительных реакций после физических и эмоциональных нагрузок;
— специальные коррекционные упражнения – подбирались учебной программы по физической культуре для учащихся основной медицинской группы (раздел «Физкультурно-оздоровительная деятельность») и программы для учащихся специальной медицинской группы, содержание которых ориентировалось на укрепление локальных мышечных групп туловища (груди, спины, живота, поясничного отдела), исправления осанки, имеющей признаки кифоза, лордоза и сколиоза. Все коррекционные упражнения были объединены в относительно самостоятельные комплексы, соответственно этим трем основным признакам нарушениям осанки.
Кроме этого, также исходя из анализа имеющейся литературы и результатов исследований, в разработанной методике Азар Агайари, на занятиях физической культурой использовались четыре режима физической нагрузки: оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий. Выделение этих режимов обеспечивало с одной стороны – возможность индивидуализировать дозировку физических нагрузок на основе функционального состояния занимающихся, а с другой стороны – регулировать вектор ее динамики на разных этапах педагогического процесса
Упражнения с волновым тренажёром Агашина
(по М.Ф.Агашину и А.С.Кахидзе)
Таблица 3
№ | Рисунок | Описание |
1 | Исходное положение — стоя. Держúте тренажёр одной рукой вниз вдоль тела. Выполняйте ритмичные движения рукой с тренажером вверх-вниз. Для достижения устойчивых колебаний груза тренажёра подбираем эффективную частоту колебаний за счёт движений предплечья и плеча. Амплитуда – комфортная (3-12 см). Выполняйте упражнение в этом ритме заданное время. Выполните другой рукой | |
2 | И.п: стоя. Держите Тренажёр одной или двумя руками вниз вдоль тела Руки слегка напряжены и не работают. Выполняйте пружинистые движения в коленях (немного их сгибая), обозначайте подъём и опускание всего тела, достигая устойчивых колебаний груза тренажера, аналогично упражнению № 1 | |
3 | И.п. — стоя. Держите Тренажёр перед грудью на вытянутых руках. Выполняйте руками ритмичные движения вправо-влево, задавая грузу тренажёра устойчивые колебания. Амплитуда небольшая, затем средняя, аналогично упражнению № 1. Постепенно можно включать в работу мышцы туловища | |
4 | И.п. — стоя, пятки вместе или на небольшом расстоянии. Держите Тренажёр обеими руками. Руки выпрямлены, слегка напряжены и не работают. Обозначайте пружинистые движения пятками с легкой опорой на носки, ритмично поднимая и опуская тело на прямых ногах. При малой амплитуде задавайте устойчивые колебания грузу тренажера, аналогично упр. № 2 | |
5 | И.п. — стоя. Держите Тренажёр вертикально одной или двумя вытянутыми вперед руками. Выполняйте колебательные движения рукой с тренажером вверх-вниз, подбирая удобную частоту за счёт движений предплечья и плеча. Амплитуда – комфортная аналогично упражнению № 1. Можно постепенно включать в работу мышцы ног | |
6 | И.п. — сидя. Держите Тренажёр вертикально вытянутыми вперед руками. Руки слегка напряжены и не работают. Работайте мышцами бедер и ягодиц, создавая легкий подъём и опускание тела без отрыва от сиденья | |
7 | И.п. — стоя. Держите Тренажёр горизонтально вперед и немного в сторону вытянутой рукой. Волновое движение задается свободными движениями бедра и туловища вперед-назад, создавая колебательное движение тренажёра. Руки только передают колебания. | |
8 | И.п. — стоя, пятки вместе или на небольшом расстоянии. Держите Тренажёр обеими руками, отведенными назад. Руки выпрямлены, слегка прижаты к пояснице и не работают. Обозначайте пружинистые движения пятками с легкой опорой на носки, ритмично поднимая и опуская тело на прямых ногах. При малой амплитуде задавайте устойчивые колебания грузу тренажера, аналогично упражнению № 4 | |
9 | И.п. — стоя. Держите Тренажёр перед грудью на вытянутых руках. Выполняйте руками ритмичные движения вправо-влево, задавая грузу тренажёра устойчивые колебания при медленных поворотах туловища вправо-влево | |
10 | И.п. — стоя. Держите Тренажёр вертикально вытянутыми вперед руками. Выполняйте колебательные движения руками с тренажером вверх-вниз при медленных неглубоких приседаниях | |
11 | И.п. — стоя. Держите Тренажёр вертикально одной или двумя вытянутыми вперед руками. Выполняйте колебательные движения с тренажером вверх-вниз одной или обеими руками при медленных поворотах туловища вправо-влево | |
12 | И.п. — сидя. Держите Тренажёр перед грудью на вытянутых руках. Выполняйте руками ритмичные движения вправо-влево, задавая грузу тренажёра устойчивые колебания при медленных поворотах туловища вправо-влево | |
13 | И.п. — стоя. Держите Тренажёр над головой. Выполняйте руками ритмичные движения вправо-влево, задавая грузу тренажёра устойчивые колебания. Амплитуда небольшая, затем средняя, аналогично упражнению № 3. Постепенно можно включать в работу мышцы туловища; выпрямляете руки в зависимости от вашей физической подготовленности | |
14 | И.п. — стоя. Держите Тренажёр двумя руками вниз аналогично упражнению № 2. Выполняйте упражнение, попеременно отводя правую, левую ногу назад с легким касанием пола | |
15 | И.п. — стоя. Держите Тренажёр горизонтально вытянутыми вперед руками. Волновое движение задается свободными поступательными движениями рук, бедра и туловища вперед-назад, создавая устойчивые колебания груза тренажера при медленных поворотах туловища вправо-влево | |
16 | И.п. – стоя. Держите Тренажёр двумя руками за головой, опустив его вниз между лопаток. Выполняйте руками ритмичные движения вверх-вниз, задавая грузу тренажёра устойчивые колебания. При достаточной физической подготовленностивключаете в работу пружинистые движения в коленях | |
17 | И.п. — стоя. Держите Тренажёр двумя вытянутыми руками, направив его вперед и вниз. Волновое движение тренажера задается поступательными движениями рук при медленных наклонах туловища вперед-назад | |
18 | И.п. — лёжа. Колебания задаются одной или двумя руками с малой амплитудой и усилием вдоль или поперёк тела. Упражнение значительно снижает необходимые усилия за счет снятия веса тренажера с помощью его подвешивания на кронштейне гибкой лентой или шнуром. Возможно выполнение упражнений без подвешивания тренажёра. |
Комплекс упражнений с тренажером Агашина в дошкольном и школьном возрасте
При подготовке к школе детей основным средством, которое повышает уровень функционирования основных систем организма, является организация деятельности.
Одним из видов этой деятельности являются занятия с тренажером Агашина. Дозировка корригирующих упражнений в организации профилактики, оздоровления и укрепления здоровья детей дошкольного и школьного возраста обусловлена, во-первых, тем, что комплексы составлены в соответствии с возрастом, во-вторых, тем, что занятия с тренажером вносят разнообразие в оздоровительную деятельность, в-третьих, тем, что дети могут овладеть техникой выполнения упражнений, свободно выражать себя, освободиться от напряжения.
Примеры выполнения индивидуальных упражнений
с тренажёром Агашина на уроках гимнастики
Примеры выполнения индивидуальных упражнений
с тренажёром Агашина для игровых видов спорта и
лёгкой атлетики
Примеры выполнения индивидуальных упражнений
с тренажёром Агашина для единоборсв
Примеры выполнения индивидуальных упражнений
с тренажёром Агашина для общефизической подготовки и ЛФК
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
Примеры выполнения упражнений с тренажёром Агашина
при взаимодействии с партнёром
Во всех упражнениях вырабатывается согласованность взаимодействия по ритму, а также способность подстраиваться к ритму тряски, задаваемой одним из партнёров, координации положения и скорости реакции.
1. О.С. –РР вперед широким, узким хватом.
2. Присед, РР вперед широким, узким хватом.
3. Стойка, РР назад вниз широким, узким хватом.
4. Стойка ,РР вперед вверх,широким, узким хватом.
5. Полуприсед,хватом за лучезапястный сустав
правая \ левая Р хватом по середине, тренажер вертикально.
6. Упражнение № 3, полуприсед.
7. Стойка на правой \ левой правую \ левую Н держать за голень правой \ левой Р , свободной Р держать тренажер за край.
8. Сед согнув НН, РР вперед широким, узким хватом.
9. Присед, РР вперед, встать- И.П. ( на сопротивление ).
Примечание: РР – руки, НН- ноги
Оценка эффективности применения «Тренажера Агашина»
Результаты эксперимента в ГОУ СОШ № 27 ЮЗОУО г. Москвы
В школе в течение двух учебных лет проводилась экспериментальная работа по определению эффективности занятий с тренажером Агашина. Применение тренажера охватывает как сами уроки, так и активные перемены, физкультминутки, занятия ЛФК. Воспитанникам нравится работать с тренажером Агашина, так как он удобен и прост в применении.
Эксперимент проводился с учащимися 8-х классов, возраст 14-15 лет.
В начале эксперимента был определен уровень развития и подготовленности по программе общероссийского мониторинга:
- Сила ( отжимание , пресс )
- Быстрота ( бег 30 метров )
- Ловкость ( метание малого мяча в цель )
- Выносливость ( бег 1000м на время )
- Гибкость (наклон вниз из положения стоя)
По результатам тестирования были сформированы две группы учащихся с идентичными показателями.
- «А» группа являлась экспериментальной, состав 10 мальчиков и 10 девочек. Группа выполняла учебную нагрузку на уроках ФК, при изучении новых двигательных действий, технических элементов с применением комплексов общеразвивающих упражнений с тренажером Агашина.
- «Б» группа контрольная, состав 10 мальчиков и 10 девочек. Группа выполняла учебную нагрузку соответственно базового планирования. Выполняя известные комплексы общеразвивающих упражнений, изучая двигательные действия и технические элементы (без применения тренажера Агашина).
В конце эксперимента вновь было проведено тестирование по тем же показателям. Обобщённые результаты обоих тестирований в % прироста конечных показателей над исходными и результатов экспериментальной группы над контрольной сведены в таблицу.
Показатели % прироста | Эксперимент Группа А | Контрольная Группа Б | Прирост результат. Между группами Э — К | |||
мальч. | девочк | мальч. | девочк | мальч. | девочк | |
Сила | 12 | 9 | 8 | 3 | 4 | 6 |
Быстрота | 9 | 8 | 8 | 4 | 1 | 4 |
Ловкость | 15 | 12 | 4 | 8 | 11 | 4 |
Выносливость | 7 | 4 | 5 | 3 | 2 | 1 |
Гибкость | 16 | 16 | 14 | 5 | 2 | 11 |
Как видно из таблицы результаты тестирования по общепринятым показателям выросли в обеих группах, что показывает об эффективности занятий физической культурой. В тоже время занятия с применением инновационных средств и технологий для занятий физической культурой оказывается более эффективным по всем измеряемым показателям и, кроме того, отмечается улучшение психо-эмоционального настроя и общего состояние здоровья
Результаты исследования в ГОУ №1604 начальная школа-детский сад ЮЗОУО города Москвы. Оценка эффективности занятий физической культурой с применением тренажера Агашина в двигательном режиме начальной школы — детского сада показала положительную динамику показателей физического развития и состояния здоровья. Методика оздоровительной физической культуры с тренажером Агашина позволяет существенно повышать физическую подготовленность детей, положительно влиять на работу всех органов и систем организма, эффективно развивать основные двигательные качества, активно содействовать укреплению здоровья дошкольников.
Оценка эффективности оздоровительной физической культуры с применением тренажера Агашина в дошкольном учреждении и общеобразовательной школе проводилась по результатам анализа показателей: антропометрических, физиологических и резистентности (устойчивости к заболеваниям). Оценка проводилась по критериям: организационно-методическим, физиолого-гигиеническим и психолого-педагогическим.
Проведенный нами анализ условий оздоровления в обследованных ДОУ разного вида включает организацию гигиенически полноценной среды обучения занятиям с тренажером, соблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения, создание врачебно-педагогического контроля, организацию деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
При этом исключительное значение приобретает составление технологий управления личного здоровья (методики отбора условий обучения, диагностики личного здоровья, отбор критериев здоровья, эффективности применяемых методов по сохранению и укреплению здоровья).
У дошкольников эффективность применения тренажера характеризуется улучшением осанки и состоянием здоровья, так как системная комплексная организация учебного процесса, выражающаяся в чередовании труда и отдыха с применением тренажера на физкультминутках и на переменах, повышает функциональную и общефизическую подготовку обучающихся и воспитанников.
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:
1. Разработана и апробирована методика применения тренажера Агашина для занятий с детьми в образовательных учреждениях типа «Начальная школа – детский сад» в рамках полного дня.
2. Подтвердилась гипотеза о положительном влиянии занятий с тренажерами Агашина на состояние физического развития детей дошкольного возраста.
3. Экспериментально показано положительное влияние волновых тренажеров на величину артериального давления детей – давление нормализуется в соответствии с величинами, характерными для наблюдаемого возраста.
4. Занятия с волновым тренажером выравнивают развитие правой и левой половины тела.
5. Начальный этап экспериментальной работы подтверждает целесообразность дальнейшего проведения эксперимента, включение в него решение дополнительных научно-методических задач. В число этих задач, могут быть включены:
— отработка целостной структурно-организационной модели подготовки дошкольников к обучению в общеобразовательных учреждениях;
— отработка основ содержания учебных занятий физическими упражнениями с разной педагогической направленностью, ориентирующихся в своем единстве на физическое, психическое и социальное развитие дошкольников.
— разработка методических рекомендаций по применению волновых тренажёров
— апробация технологии физкультурно-оздоровительных занятий с применением инновационных технологий для подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
6. По результатам эксперимента были выявлены:
— возможность увеличения объема двигательной активности дошкольников в режиме их пребывания в дошкольном образовательном учреждении;
— положительные тенденции в показателях физического развития и физической подготовленности детей всех исследованных возрастных групп;
— уменьшение количества заболеваний и снижение числа календарных дней, пропущенных детьми по причине болезни.
С введением комплексов профилактических упражнений с использованием тренажера Агашина обеспечивается дополнительный эффект в повышении работоспособности обучающихся, наблюдается оптимизация деятельности детского организма на уроках физической культуры. Дети с удовольствием занимались тренажером до 15-20 минут. В вводной части — разминка (5 мин.), в основной части урока – нагрузка (7-10 мин.) и в заключительной части урока – восстановление (5мин.).
В течение учебного года около 30% детей из подготовительной медицинской группы была переведена в основную группу. Результаты анализа наблюдений за состоянием физического, психологического развития детей и поведением их в детском саду в школе определяются по критериям, показателям режима дня, поведенческим реакциям
Анализ анкеты наблюдений за поведением ребенка может проводиться педагогом или психологом. В анкете каждого ребенка определяется суммарный балл по всем занятиям. Как показали наши исследования, высокий уровень физической работоспособности наблюдается у 33% обследованных детей, средний уровень наблюдается у 43% обследованных детей, низкий уровень работоспособности наблюдается у 15% обследованных детей, очень низкий уровень работоспособности наблюдается у 9% обследованных детей.
Анализ результатов двигательных тестов показал, что во всех экспериментальных группах данные превышают показатели контрольных групп ДОУ. Отмечена положительная динамика показателей физической подготовленности детей ДОУ, применяющего программу оздоровительной физической культуры.
Объективным показателем состояния здоровья детей служит резистентность, т.е. устойчивость к заболеваниям. Весь период с декабря по апрель дети меньше болели в этом детском саду , чем у других садах (p < 0,001 и p < 0,05). Доказан положительный эффект оздоровительной программы в отношении текущих заболеваний. Оздоровительная программа ДОУ способствует положительной динамике состояния здоровья, т.е. развитию резистентности к текущим заболеваниям.
Таким образом, проведенное исследование с дошкольниками показало, что, применяя методику оздоровительной физической культуры, содержащую двигательный режим оздоровительной направленности, разнообразные формы организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, технологии оздоровительных мероприятий, можно улучшить состояние здоровья детей в детском саду и подготовить здоровых детей к школе.
Среди физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня большое значение имеет введение организованных (тренировочных) занятий физическими упражнениями с применением тренажера Агашина при проведении утренней гимнастики, на уроках при проведении физкультминуток, на занятиях физической культурой и после дневного сна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования детей дошкольного возраста показали, что у них изменяется темп прироста показателей физического развития и ряда двигательных качеств. По данным литературных источников наибольшие ежегодные приросты большинства двигательных качеств наблюдается в период от 4 до 6 лет у детей обоего пола, затем прирост двигательных качеств несколько замедляется.
Наши данные показывают, что в результате применения разнообразных средств оздоровительной физической культуры, в том числе тренажера Агашина, продолжается интенсивное развитие всех двигательных качеств, как у мальчиков, так и у девочек в возрасте 5-7 лет.
Проведенный анализ годовых приростов антропометрических показателей, как у девочек, так и у мальчиков в основной школе 11-15 лет, применяющих методику оздоровительной физической культуры, показал высокие прибавки длины и массы тела по сравнению со стандартной программой по физическому воспитанию
Анализ полученных экспериментальных результатов, позволил нам высказать предположение о том, что для оздоровления и укрепления здоровья дошкольников и школьников необходимо увеличить на занятиях физической культурой состав и количество педагогических средств, направленно воздействующих на оптимизацию мышечного тонуса основных мышечных групп.
Причем, эти средства должны включаться в занятия не только с дошкольниками, со школьниками, имеющими нарушения здоровья, но и с детьми их не имеющими, с целью профилактики и предупреждения нарушений здоровья. Согласно литературным данным, в качестве таких профилактических средств, кроме традиционных для лечебной физической культуры, могут использоваться упражнения с тренажером Агашина, апробация которых показала положительное их влияние на оптимизацию и равномерность распределения мышечных напряжений во время занятий физическими упражнениями.
Таким образом, школам и детским садам следует обратить серьезное внимание на создание оптимальных условий для реализации биологической потребности детей и подростков в двигательной активности в течение всего учебного дня. Следует восстановить малые формы физического воспитания: гимнастику до занятий, физкультминутки, подвижные перемены, дополнить эти формы инновационными, эффективными тренажёрными средствами , к которым относится и «Тренажер Агашина»
Восстановить работу спортивных секций и групп ОФП, групп корригирующей гимнастики с применением тренажера, а также, спортивные часы в группах продленного дня, привлекая тренеров, спортсменов-общественников.
Как результат такого заключения, основывающегося на результатах проведенного исследования, нами была разработана методика оздоровительной физической культуры для детей дошкольного и школьного возраста с применением тренажера Агашина на уроках при проведении физкультминуток, на динамических переменах и при проведении уроков физической культуры.
Апробация экспериментальной методики, представленной, по сути, целостным педагогическим процессом, позволила выявить ее эффективность в решении задач сохранения и укрепления здоровья, а также повышения уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся и воспитанников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агашин Ф.К. Биомеханика ударных движений М.,ФиС, 1977г.
- Агашин Ф.К. Биомеханический резонанс и возможности его использования в медицине Казанский медицинский журнал. Том LVI, 1975. №2 – С. 64-67.
- Агашин Ф.К. Биомеханический контроль процессов восстановления двигательной активности человека Сб. II-го Всесоюзного съезда по лечебной физкультуре и спортивной медицине. Тезисы докладов, – М.: ФиС, 1981. – С. 24-25.
- Агашин Ф.К. Механизмы здоровья Физкультура и спорт , 1981. №3 – С. 9-11.
- Агашин Ф.К. Биомеханический отбор спортсменов Сб. Принципиальные вопросы биомеханического анализа спортивных двигательных действий. – Малаховка, МГОИФК, 1986. – С. 6-9.
- Агашин Ф.К. Биомеханические станки (волнары) как база новых технологий олимпийской подготовки спортсменов и оздоровительной работы с населением России / Агашин Ф.К., Агашин М.Ф., Ткачук А.П.. // Олимпийский бюллетень. РГАФК.ЦОА. – М., 1995. №2 – С. 66-74.
- Агашин М.Ф., Кахидзе А.С., Ткачук А.П. Биомеханические тренажеры — универсальные технические средства для оздоровления, тренировки и реабилитации / Агашин М.Ф., Кахидзе А.С., Ткачук А.П. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80 летию академии. –М.: 1998.Т. 3. – С.176-187.
- Агашин М.Ф. волновые тренажеры: Классификация и область применения / Агашин М.Ф. // Сборник трудов ученых РГАФК. – М.: 2000. – С. 4-10.
- Агашин М.Ф., Кахидзе А.С. Биомеханический «Тренажер Агашина» Руководство по применению. – М.,2009. – 30с.
- 10. Агашин М.Ф. Биомеханические основы единой системы непрерывного развития и подготовки спортсменов. В сб. «Совершенствование дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры, спорта и туризма в условиях модернизации высшего профессионального образования». Составитель И.Д. Свищёв. М. СпортУниверГрупп. 2007.102с.
- 11. Агашин М.Ф. Единая система оздоровления населения, развития детей и профессионально-прикладной подготовки специалистов средствами и методами волновой биомеханики. В сб. «Справочник-реестр инноваций «ЛУЧШИЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ МОСКВЫ И МОСКВИЧЕЙ». Том 2, Москва, Совет предпринимателей при мэре и правительстве Москвы, 2007г. 175 стр.
- 12.Агашин М. Ф., Белицкая Л.А. ВОЛНОВЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ В сб. УДК 531,ББК 28,707и73, ф504 «Системные и клеточные механизмы в физиологии двигательной системы» Материалы V Всероссийской с международным участием школы-конференции по физиологии мышц и мышечной деятельности. Москва, 2-5 февраля 2009г., Графика-Сервис, 2009. – 125с.
- 13. Агашин М.Ф. Иерархия интеллектуальных ценностей. Журнал «Изобретатель и рационализатор» 2009г., №3
- 14.Антропова М.В., Параничева Т.М. и др. Возрастная динамика работоспособности «Физиология развития ребёнка: теоретические и прикладные аспекты». – М.: Образования от А до Я, 2000. – С. 259-273.
- 15.Азар Агайари. Коррекция нарушений осанки у школьников 11-13 лет средствами адаптивной физической культуры. Дис….канд.пед.наук РГУФСиТ, М.,,2006.-121 с.
- 16.Бабенкова Е.А. Внедрение методики Агашина в двигательный режим детского сада. Научно практический журнал «Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения» №1, 2009 г.
- 17.Бабенкова Е.А. Здоров ли ваш ребенок? – М.: Вентана-Граф, 2002 – 32 с.
- 18.Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Методическое пособие. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 206 с.
- 19. Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 24 с.
- 20.Васенин Г.А. Использование Тренажёра Агашина в общеобразовательной школе. В сб. «Здоровье и образование» №85 (методическое пособие по проведению динамических пауз и уроков физкультуры) Департамент образования г.Москвы, Юго-Западное окружное управление, М. 2009г.56 с.
- 21.Дубогай А.Д. Применение корригирующей гимнастики в практике физического воспитания школьников / Дубогай А.Д. // Медицинские аспекты и пути оптимизации физического воспитания детей. — Харьков, 1979. — С.10 – 12.
- 22.Козырева О.В. Игры, которые нравятся дошкольникам: Авторская программа оздоровительно-развивающих игр для детей дошкольного возраста / Козырева О.В. — М., РГАФК, 2002. — 40 с.
- 23.Козырева О.В.Лечебная физкультура для дошкольников: при нарушениях опорно-двигательного аппарата: Пособие для инструкторов лфк, воспитателей и родителей: Доп. М – вом образования РФ / Козырева Ольга Владимировна М.: Просвещение, 2003.- 112с.: ил.
- 24.Матвеев А.П. Физическая культура 1-11 класс. Примерная программа/ Матвеев Анатолий Петрович — М.: Дрофа, 2000. – 102с.
- 25.Матвеев А.П. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учеб. пособие для студентов педагогических училищ / Матвеев Анатолий Петрович; – М.: Владос. –2002. – 274с
- 26.Матвеев А.П. Физическая культура. Программа для учащихся 1-11 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / Матвеев Анатолий Петрович. — М.: Дрофа, 2003. – 112с.
- 27.Матвеев А.П. Физическая культура Программа для учащихся основной и старшей школы / Матвеев Анатолий Петрович — М.: Просвещение, 2005 – 84с.
- 28.Михайлов Н.Г., Матвеев А.П. Формирование подходов к системе непрерывного образования по физической культуре в ГОУ «Начальная школа – детский сад» В журнале «Теория и практика физической культуры», №6, 2009 г.
28. Палехова е.С. Подготовка высококвалифицированных стрелков из арбалета с биомеханическим волновым тренажером. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Малаховка, Московская государственная академия физической культуры, 2006г.
29 Хамад Бассель Ахмат Физическая подготовка учащейся молодёжи в России и Сирии: дифференцированный подход. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, Московский государственный университет культуры и искусств, 2005г.
30.Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников/ Хрущев Сергей Василевич. — М.: Медицина, 1980. – 224с.:ил.
31. Чубакова В.А. Педагогические технологии проведения занятий различными видами оздоровительной аэробики с женщинами молодого возраста (21-35лет). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва, РГУФКСиТ, 2006 г.
Данные автора
Агашин Марк Фёдорович, 1939г. рожд.
E-mail: mfagashin@yandex.ru
Добавить комментарий